Интегрированный подход в обучении музыканта-исполнителя: история, теория, практика

Анализ музыкального текста как ключ к исполнительской реализации композиторского замысла
Онлайн-курс повышения квалификации
Дополнительная профессиональная
программа повышения квалификации
Цель реализации программы
Внедрение в учебный процесс интегрированного подхода в освоении музыкально-теоретических дисциплин как особого способа подготовки музыканта-исполнителя
Форма обучения
Очная, с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.

Срок реализации программы
48 часов
Категория слушателей
Преподаватели исполнительских и историко-теоретических специальностей профессиональных образовательных учреждений (далее – ПОУ) и вузов искусств, а также преподаватели ДШИ и ДМШ.
Длительность обучения
5 недель, еженедельно в рамках учебного процесса проводятся консультации в форме вебинаров под руководством авторов курса
Ближайший набор
19 февраля 2024 года
Стоимость обучения
10 000₽
Условия оплаты
Предоплата
Тип документа
Удостоверение установленного ГМПИ имени М.М. Ипполитова-Иванова образца
Онлайн-курс «Интегрированный подход в обучении музыканта-исполнителя: история. теория, практика» является новаторской и уникальной разработкой профессорско-преподавательского состава Государственного музыкально-педагогического института имени М.М. Ипполитова-Иванова.
Впервые демонстрируется практическое применение результатов междисциплинарного взаимодействия предметов теоретического цикла и исполнительской практики.
Содержание курса раскрывает возможности интегрированного подхода в обучении музыканта-исполнителя.
Взаимодействие историко-теоретических сведений и исполнительских навыков обнаруживает, что дисциплины «Камерный ансамбль», «Гармония», «Полифония», «Анализ музыкальной формы» и «История музыки» методически согласуются. Комплексный подход в преподавании способствует активному поиску аргументированных художественных и исполнительских решений обучающихся. Осмысленное прочтение музыкального текста влияет на формирование индивидуального переживания участников ансамбля, их эмоционального отклика в совместной игре.
При помощи современных цифровых технологий авторы курса «Интегрированный подход в обучении музыканта-исполнителя: история. теория, практика» (далее — «Анализ музыкального текста как ключ к исполнительской реализации композиторского замысла») наглядно раскрывают преимущества межпредметных связей учебных дисциплин по истории, теории и практике музыкально-исполнительского искусства.

Описание курса

Обучение проходит в течение 5 недель, еженедельно в рамках учебного процесса проводятся консультации в форме вебинаров под руководством авторов курса

Содержание курса

А. Дворжак. Соната для скрипки и фортепиано фа мажор. 2 часть

Аналитическая работа. А. Дворжак. Соната для скрипки и фортепиано фа мажор, ор.57. 2 часть
Анализ нотного текста. Прослушивание записи и знакомство с нотным материалом.
Изучение музыкального анализа нотного текста (видеоматериал).
Аналитический обзор особенностей структуры и гармонии II части сонаты

Практическая работа. Просмотр видеозаписи урока со студенческим ансамблем.
Исполнение студенческим ансамблем II части сонаты.

Самостоятельная работа.

Й. Брамс. Соната для скрипки и фортепиано ля мажор, ор.100. 1 часть.

Аналитическая работа. Й.
Брамс. Соната для скрипки и ф-но № 2, I часть
Знакомство с ансамблевой партитурой Сонаты. Прослушивание видеозаписи.
Изучение видео, раскрывающего подробности музыкального анализа нотного текста.

Практическая работа. Й. Брамс. Соната для скрипки и фортепиано ля мажор, ор.100. 1 часть. Просмотр видеозаписи урока со студенческим ансамблем.
Работа над экспозицией: главная и связующие партии.
Работа над экспозицией. Побочная партия.
Исполнение I части сонаты.

Самостоятельная работа.

С.И. Танеев. Соната ля минор для скрипки и фортепиано (1911 год).

Историко-аналитическая работа
Знакомство с предоставленным текстовым материалом.

Аналитическая работа. С.И. Танеев. Соната для скрипки и фортепиано ля минор. I часть
Знакомство с ансамблевой партитурой сонаты. Прослушивание видеозаписи.
Изучение видео, раскрывающего подробности музыкального анализа нотного текста.

Практическая работа. С.И. Танеев. Соната ля минор для скрипки и фортепиано. I часть. Просмотр видеозаписи урока со студенческим ансамблем.
Исполнение студенческим ансамблем I части сонаты.

Самостоятельная работа.

В.А. Моцарт. Соната для скрипки и фортепиано ре мажор, КV 306.

Историко-аналитическая работа.
Знакомство с предоставленным текстовым материалом.
Исторический контекст создания сонаты: особенности формирования жанра сонаты для скрипки и фортепиано, скрипичные сонаты в творчестве композитора, особенности исполнительских интерпретаций Сонаты для скрипки и фортепиано ре мажор, KV 306.

Аналитическая работа. В.А. Моцарт. Соната для скрипки и фортепиано ре мажор, КV 306.
Знакомство с ансамблевой партитурой сонаты. Прослушивание видеозаписи.
Изучение видео, раскрывающего подробности музыкального анализа нотного текста.

Практическая работа. В.А. Моцарт. Соната для скрипки и фортепиано ре мажор, КV 306. Просмотр видеозаписи урока со студенческим ансамблем.
Allegro con spirito
Andante cantabile
Allegretto

Самостоятельная работа.
В результате обучения слушатель будет
  • Владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, критическому осмыслению, систематизации, прогнозированию, постановке целей и выбору путей их достижения
  • Обладать способностью к осмыслению развития музыкального искусства в историческом контексте с другими видами искусства и литературы, с религиозными, философскими, эстетическими идеями конкретного исторического периода
  • Способен использовать комплексный подход в преподавании дисциплин «Камерный ансамбль», «Гармония», «Полифония», «Анализ музыкальной формы» и «История музыки»
  • Овладеет современными способами формирования профессиональных знаний и практических навыков, необходимых в образовательной и исполнительской деятельности музыканта
Учебный план

Преподаватели курса

  • Профессор, заведующая кафедрой «Ансамбль» факультета инструментального исполнительского искусства, кандидат искусствоведения

  • Доцент кафедры «Теория музыки» факультета историко-теоретико-композиторской и общегуманитарной подготовки, кандидат искусствоведения

  • Преподаватель отделения «Музыковедение и композиция» факультета историко-теоретико-композиторской и общегуманитарной подготовки

  • И.о. заведующего кафедрой «Теория музыки», доцент кафедры «Музыковедение и композиция» факультета историко-теоретико-композиторской и общегуманитарной подготовки, кандидат искусствоведения, член Союза московских композиторов