Основы композиции для преподавателей детских школ искусств, музыкальных колледжей
и колледжей искусств

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Модуль 1

Дополнительная профессиональная
программа повышения квалификации
Цель реализации программы
Приобретение базовых навыков сочинения исполнительского репертуара для учащихся ДШИ, ПОУ. Освоение основных типов мелодического, ритмического, гармонического и фактурного материала. Формирование навыков структурирования музыкальной формы.
Форма обучения
Очная, очная с использованием дистанционных технологий и электронного обучения. Занятия групповые (мелкогрупповые).
Срок освоения программы
54 часа
Категория слушателей
Студенты и выпускники профессиональных образовательных учреждений (далее – ПОУ) и высшего образования, преподаватели ДШИ, преподаватели ПОУ.
Длительность обучения
В течение восьми недель. Занятия раз в неделю, 4,5 академических часа.Для всех видов аудиторных занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут.
Ближайший набор
25 февраля 2025 года
Стоимость обучения
14 000₽
Условия оплаты
Предоплата
Тип документа
Удостоверение установленного ГМПИ имени М.М. Ипполитова-Иванова образца
Задачи реализации программы:

Описание курса

Освоение дополнительной профессиональной программы направлено на обеспечение повышения квалификации в области основ пополнения (сочинения) репертуара для обучающихся в детских школах искусств, профессиональных образовательных учреждений на основе целей, задач, прогнозируемых результатов освоения дополнительной профессиональной программы «Основы композиции для преподавателей детских школ искусств, музыкальных колледжей и колледжей искусств (модуль 1)»
  • Обучение базовым навыкам сочинения мелодического, гармонического, ритмического, фактурного материала.
  • Обучение базовым навыкам построения музыкальной формы.
  • Создание авторского учебного материала с учетом программных требований к соответствующим предметам, дисциплинам.

Содержание курса

Мелодика

Тема 1. Типы мелодического материала
Тема 2. Звуковысотная организация мелодического материала
Тема 3. Способы развития мелодического материала
Тема 4. Практический семинар

Метроритм

Тема 5. Ритмический материал
Тема 6. Способы трансформации ритмического материала. Преобразование интонации средствами метроритма
Тема 7. Практический семинар

Гармония. Фактура

Тема 8. Гармонический материал
Тема 9. Фактурный материал
Тема 10. Гомофонно-гармоническая фактура
Тема 11. Полифоническая фактура. Элементы контрастной и имитационной полифонии
Тема 12. Практический семинар

Музыкальная форма

Тема 13. Музыкальная форма. Метро-синтаксические структуры. Малые формы.
Тема 14. Интонационное развитие. Кульминация и пропорции музыкальной формы
Тема 15. Выразительные средства музыки и формообразование
Тема 16. Образ и содержание. Программность и ее типы. Соединение элементов разных жанров

Нотация

Тема 17. Нотация авторского материала в нотных редакторах. Правила оформления нотного текста.
Тема 18. Практический семинар
В результате обучения слушатель будет
  • Знать

    • Особенности сочинения инструктивного (учебного) материала. Выбор композиторского стиля и языковых средств.
    • Основные типы изложения музыкального материала.
    • Специфику основных мотивно-тематических структур.
    • Базовые способы трансформации мелодического и ритмического материала.
  • Знать

    • Основные типы гармонических структур.
    • Основные типы звуковысотных систем и их отличия.
    • Основные типы фактур.
    • Основные представления о контрастной и имитационной полифонии.
    • Основные представления об архитектонике музыкальной композиции, композиционной драматургии, пропорциях.
  • Знать
    • Метро-синтаксические структуры.
    • Малые формы.
    • Выразительные средства музыки.
  • Уметь
    • Сочинять разные типы мелодического материала.
    • Сочинять разномасштабные мотивно-тематические структуры.
    • Работать с выразительными средствами музыки для создания и раскрытия музыкального образа, в т.ч. в рамках программности
    • Использовать принцип автономизации ритмических структур.
  • Уметь

    • Использовать базовые способы преобразования мелодического материала.
    • Использовать базовые способы преобразования ритмического материала.
    • Сочинять разнообразный гармонический материал.
    • Использовать при сочинении музыки основные типы звуковысотных систем.
  • Уметь
    • Сочинять в разных типах фактуры.
    • Использовать разные типы метро-синтаксических структур.
    • Сочинять пьесы в малых формах.
    • Использовать средства контрастной и имитационной полифонии.
Учебный план

Преподаватели курса


  • Ренат Муканович Шибаев
    Композитор, музыковед, преподаватель кафедры «Музыковедение и композиция» ФГБОУ ВО «Государственный музыкально-педагогический институт имени М.М. Ипполитова-Иванова»