Подготовка юного музыканта.
Предпрофессиональные и общеразвивающие программы в педагогике детской школы искусств:
общее и особенное в их реализации

Теория и практика на примере программ по фортепиано.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
Дополнительная профессиональная
программа повышения квалификации
Цель реализации программы
Повышение квалификации профессиональных кадров для работы по дополнительным предпрофессиональным и общеразвивающим программам в области музыкального искусства в ДШИ, ДМШ.
Форма обучения
Очная, с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.
Срок реализации программы
24 часа
Категория слушателей
Преподаватели по учебному предмету «фортепиано», реализующие дополнительные предпрофессиональные и общеразвивающие программы в области музыкального искусства в ДШИ, ДМШ.
Длительность обучения
4 дня, с 10.00 до 14.00 ежедневно
Ближайший набор
11 ноября 2024 года
Стоимость обучения
7 000₽
Условия оплаты
Предоплата
Тип документа
Удостоверение установленного ГМПИ имени М.М. Ипполитова-Иванова образца
В 2012—2013 годах Министерством культуры Российской Федерации на базе Института развития образования в сфере культуры и искусства была организована разработка дополнительных предпрофессиональных и дополнительных общеразвивающих программ.
Практика обучения тысяч детей в дальнейшем позволила выявить значительный перечень проблем, вставших перед преподавателями в процессе реализации предпрофессиональных и общеразвивающих программ.
В каждой из этих программ прослеживается специфика предпрофессионального и общеразвивающего обучения, сформулированы цели и задачи, основные методические принципы, представлены репертуарные списки и годовые требования.

Описание курса

На решение данных проблем направлен учебный курс, в основе которого лежат практические занятия и мастер-классы.

Содержание курса

Начальный этап обучения как диагностика природных способностей и возможностей ученика:

  • Различные методические подходы в обеспечении начального этапа обучения;
  • К вопросу о программных требованиях и индивидуальных психофизических возможностях ребенка;
  • Начальный этап для различных возрастных групп детей.

Формирование практических умений и навыков юного музыканта. Значение педагогического показа и методы педагогического иллюстрирования:

  • Организация учебных занятий с педагогом и дома;
  • Слуховой контроль и визуальные техники;
  • Аналитические и творческие задания, показ педагога.

Основные характеристики общеразвивающего и предпрофессионального обучения. Как взаимосвязаны между собой две программы? Возможные способы перехода от одного вида обучения к другому, причины и условия перехода:

  • Основы отечественной педагогики в области исполнительских искусств: комплексный подход, развитие музыкального мышления, технологии поэтапного освоения игры на музыкальном инструменте и другие;
  • Цели и задачи предпрофессионального и общеразвивающего обучения как две образовательные системы;

Уровневый подход к построению индивидуального маршрута ученика детской школы искусств

  • Одна программа – и вариативность результатов;
  • Формирование исполнительского учебного репертуара: теория и практика

Определение результата обучения, подготовка выпускника к итоговой аттестации и создание условий и предпосылок для дальнейшего применения полученных им знаний, умений, навыков.

Особенности самостоятельных домашних занятий при применении разных подходов и этапов в обучении.

Техническая оснащенность ученика при освоении репертуара. предусмотренного каждой программой.

  • Методическая целесообразность и поэтапность в освоении технических приемов;
  • Пути преодоления технических трудностей с учетом психофизических возможностей ученика.

Работа над произведением. Различные подходы в восприятии структуры и музыкального содержания как основа для выбора технических средств.

  • Анализ различных методических подходов и практик в работе над произведением.
  • Примеры работы над произведениями различных стилей и эпох.
В результате обучения слушатель будет
  • Знать действующие примерные и авторские программы по учебному предмету «Специальность и чтение с листа (фортепиано)», дополнительных предпрофессиональных программ, по учебным предметам «Музыкальный инструмент», «Инструментальное исполнительство» дополнительных общеразвивающих программ.
  • Знать  методы и способы работы над художественным образом музыкального произведения, основы исполнительской интерпретации в условиях реализации различных по виду образовательных программ в области музыкального искусства.
  • Знать основные методы преподавания в классе гитары/фортепиано, способы применения гибкого индивидуального подхода к каждому из обучающихся.
  • Знать своеобразие и специфику новых эффективных методов преподавания в условиях реализации различных по уровню сложности программ.
  • Уметь анализировать различные системы и методы музыкальной педагогики, критически оценивать эффективность собственных педагогических принципов и методов обучения, ориентироваться в основной учебно-методической литературе и пользоваться ею в соответствии с поставленными задачами.
  • Уметь самостоятельно работать с нотным текстом, следуя композиторскому замыслу; озвучивать на инструменте нотный текст различных эпох и стилей. Планировать и организовывать образовательный процесс, применять результативные действия для решения музыкально-педагогических задач в условиях реализации различных по видам образовательных программ.
Учебный план

Преподаватели курса

  • АННА ВЛАДИМИРОВНА ВЕРШИНИНА
    Автор программы и преподаватель курса
    Старший преподаватель ГМПИ имени М.М. Ипполитова-Иванова, лауреат, дипломант всероссийских и международных конкурсов. Награждена Почетной грамотой ГМПИ имени М.М. Ипполитова-Иванова. Ведет класс «Специального инструмента», «Фортепианного ансамбля». Автор учебных программ, рецензий.
    В 2022 году отмечена премией «Лучший преподаватель образовательной организации высшего образования, реализующий образовательные программы высшего образования в области музыкального искусства», учрежденной Указом Президента Российской Федерации.
  • ИРИНА ЕФИМОВНА ДОМОГАЦКАЯ
    Автор программы и преподаватель курса
    Кандидат педагогических наук, лауреат Премии Президентской программы «Дети России», руководитель Центра компетенций ГМПИ имени М.М. Ипполитова-Иванова, главный редактор Межрегионального портала для детских школ искусств АртРесурс.РФ. Автор свыше 30 программ, учебников, учебных и методических пособий для учащихся, преподавателей и руководителей детских школ искусств, 50 научных статей и аналитических исследований. По заданию Министерства культуры Российской Федерации – разработчик и главный редактор примерных программ по учебным предметам дополнительных предпрофессиональных и общеразвивающих программ в области искусств, а также - актуализированной редакции федеральных государственных требований.
  • ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА КУШНИР
    Автор программы
    Кандидат искусствоведения, доцент кафедры «Теория музыки» ГМПИ имени М.М. Ипполитова-Иванова. Автор научных статей, методических разработок, отзывов на диссертационные исследования, посвященных вопросам духовной музыки, музыкально-театрального искусства, современной музыки. Автор ряда образовательных программ дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) для преподавателей среднего профессионального и высшего образования, реализующих образовательные программы в области искусств.