Разработано Центром компетенций
ГМПИ имени М.М. Ипполитова-Иванова
1.Общие положения
Положение о порядке и правилах поведения педагогических работников ДШИ в социальных сетях, осуществлении видеозаписи и фотосъемки в ДШИ и обнародовании (размещении) видео- фотоматериалов разработано на основании положений Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального закона от 29.12.2010 N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», Указа Президента Российской Федерации от 17.05.2023 № 358 «О Стратегии комплексной безопасности детей на период до 2030 года», Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», письма Министерства просвещения Российской Федерации и Профессионального союза работников народного образования и науки Российской Федерации от 20.08.2019 № ИП-941/06/484 «О примерном положении о нормах профессиональной этики педагогических работников», письма Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 28 января 2022 г. № 39 «Разъяснения для образовательных организаций по защите прав педагогических работников в части неприкосновенности частной жизни и защиты профессиональных чести и достоинства, а также прав на справедливое и объективное расследование нарушений норм профессиональной этики педагогических работников в соответствии с федеральным законодательством».
Положение представляет свод правил и норм поведения педагогических работников детской школы искусств в социальных сетях с учетом действующего законодательства Российской Федерации и дополняет Положение о нормах профессиональной этики, действующее в детской школе искусств.
Для целей настоящего Положения применяются следующие основные понятия:
Обнародование изображения - действие, которое впервые делает изображение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа либо любым другим способом, включая размещение его в сети "Интернет"[1];
[1] пункт 48 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»
[1] пункт 48 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»
Участники образовательных отношений[2] – обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность;
[2] Пункт 31 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
[2] Пункт 31 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Администрация детской школы искусств – директор, заместитель директора;
Педагогические работники детской школы искусств[3] – физические лица, которые состоят в трудовых, служебных отношениях с детской школой искусств, и выполняют обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности (преподаватели, концертмейстеры, методисты, педагоги-организаторы и другие);
[3] Пункт 21 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
[3] Пункт 21 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Конфликт интересов педагогического работника[4] - ситуация, при которой у педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества и которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
[4] Пункт 33 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
[4] Пункт 33 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Средства обучения и воспитания[5] - приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности;
[5] Пункт 26 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
[5] Пункт 26 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Контент - любое содержательное наполнение веб-сервисов;
Социальная сеть - многопользовательская площадка (веб-сервис), предназначенная для организации социальных взаимоотношений, на которой производителями контента являются сами пользователи;
Территория детской школы искусств - территория, подконтрольная образовательному учреждению. Указана в правоустанавливающих документах на земельный участок, на объекты (здания, строения, сооружения) учебной инфраструктуры, культурного назначения (при наличии). Используется для выполнения уставных целей, функций.
Участники образовательных отношений, в том числе педагогические работники и родители обучающихся (законные представители) детских школ искусств соблюдают положения Конституции Российской Федерации. В соответствии с ними каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники обязаны соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики.
При осуществлении своей трудовой деятельности педагогические работники детской школы искусств обязаны:
При осуществлении своей трудовой деятельности педагогические работники детской школы искусств обязаны:
- с уважением относиться к чести и достоинству обучающихся и других участников образовательных отношений;
- исключать влияние личных и финансовых интересов на исполнение своих трудовых обязанностей, избегать конфликта интересов;
- в общении с обучающимися, их родителями (законными представителями) и коллегами, в том числе осуществляемом в социальных сетях, быть тактичным, доброжелательным, вежливым, внимательным.
2. Правила поведения педагогических работников в социальных сетях
При публикации материалов в социальных сетях, на других сервисах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» педагогические работники детской школы искусств учитывают особенности той аудитории, для которой они размещают информацию, роль преподавателя в воспитании обучающихся, этичность и полезность информации, необходимость формирования уважительного отношения к педагогической деятельности. При этом ни одна публикация не должна порочить репутацию детской школы искусств.
Находясь в социальных сетях, педагогические работники детской школы искусств обязаны воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении педагогическими работниками детской школы искусств своих должностных обязанностей, а также конфликтные ситуации, способные нанести ущерб их репутации или авторитету детской школы искусств; не допускать пренебрежительных отзывов о деятельности детской школы искусств.
При создании контента в социальных сетях педагогическим работникам необходимо соблюдать следующие требования:
- не допускать размещение материалов (фото, видео, текстов и др.), содержащих ненормативную лексику, политические, религиозные призывы, описания или призывы к противоправным действиям, ссылки на подобные материалы;
- воздерживаться от размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей;
- не допускать размещение информации, способной нанести вред чести, достоинству и деловой репутации педагогическим работникам детской школы искусств, самой детской школе искусств;
- не допускать размещение фото и видеоматериалов с обучающимися без согласия их родителей (законных представителей), а также фото и видеоматериалов, содержащих информацию (персональные данные) педагогических и других работников детской школы искусств без их согласия.
3.Правила осуществления видеозаписи и фотосъемки на территории детской школы искусств и обнародования (размещения) фото- видеоматериалов
По согласованию с администрацией детской школы искусств педагогическими работниками может проводиться:
фотосъемка и (или) видеозапись урока/открытого урока или его части с целью подготовки педагогического работника к аттестации, к конкурсам профессионального мастерства, к проведению мастер-класса, разработки методических материалов, которые включают видеоиллюстрации;
фотосъемка и (или) видеозапись концертного выступления обучающегося или его выступления на зачете, экзамене с целью дальнейшего анализа и совместного с обучающимся методического разбора.
фотосъемка и (или) видеозапись концертного выступления обучающегося или его выступления на зачете, экзамене с целью дальнейшего анализа и совместного с обучающимся методического разбора.
Данные виды фотосъемки и видеозаписи и комментарии к ним могут размещаться в социальных сетях только с согласия администрации детской школы искусств (директора, уполномоченного заместителя директора детской школы искусств), а также родителей обучающихся (законных представителей), согласия других педагогических работников, которые принимали участие в данной записи.
Не разрешается несанкционированное осуществление видеозаписи и фотосъемки во время рабочего времени педагогических работников, а именно – при проведении занятий, на переменах между занятиями, при проведении работ, относящихся к другим видам педагогической деятельности в соответствии с приказом Минобрнауки России от 11.05.2016 № 536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».
Запрещается на территории детской школы искусств фотосъемка и видеозапись педагогическими и другими работниками детской школы искусств с целью извлечения прибыли, другой финансовой заинтересованности.
Использование имущества детской школы искусств, в том числе средств обучения и воспитания допускается только в целях осуществления педагогической деятельности, выполнения должностных обязанностей.
4. Контроль за соблюдением настоящего Положения
Для контроля соблюдения настоящего Положения, поддержки педагогических работников, оказания им консультационной помощи в вопросах поведения в социальных сетях, а также урегулирования спорных ситуаций и недопущения нарушений законодательства Российской Федерации приказом директора детской школы искусств создается комиссия по урегулированию правил поведения в социальных сетях. В состав комиссии включаются наиболее квалифицированные и авторитетные представители администрации и педагогического коллектива детской школы искусств.
В своей деятельности комиссия руководствуется действующим законодательством Российской Федерации, уставом детской школы искусств, настоящим Положением и Положением о комиссии по урегулированию правил поведения в социальных сетях.
В своей деятельности комиссия руководствуется действующим законодательством Российской Федерации, уставом детской школы искусств, настоящим Положением и Положением о комиссии по урегулированию правил поведения в социальных сетях.
5. Ответственность за нарушение настоящего Положения
Нарушение требований настоящего Положения квалифицируется как неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическим работником своих обязанностей, которое влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации и локальными нормативными актами детской школы искусств.